Тренер РСШОР Олег Перелыгин: «В моих планах Олимпийская медаль!»
Sport-rb.ru начинает рассказывать о ведущих тренерах Республиканской спортивной школы олимпийского резерва. Ряд публикаций мы начнем с интервью с известным наставником по стрельбе из малокалиберного оружия и прекрасным отцом призера первенства Европы Олегом Ефремовичем Перелыгиным. Его ученики неоднократно отличались на состязаниях российского, европейского и мирового уровня. Он сам в прошлом победитель и призер международных соревнований, чемпион спартакиады народов России в 2002 году.
- Откуда появилась «страсть» к оружию? Как Вы пришли в спорт? Было ли это изначально каким-то хобби?
- «Страсти» к оружию никогда не испытывал. Если точнее выразиться, есть большое желание «попадать в цель», причём всегда и без промаха! В спорт я пришел за компанию с одноклассниками. Сначала это был бокс в 7 классе, потом заболел и после болезни не стал возвращаться, а попробовал в пулевую стрельбу. Пришёл с одноклассником на тренировку записаться в секцию. Но тренер сказал: «Запись была в сентябре, а сейчас январь- поэтому - нет». Я сидел, ждал своего друга и наблюдал за тренировкой. В конце тренировки тренер обнаружил, что я не ушёл, и дал мне стрельнуть 5 патронов из пистолета «Марголина». В мишени обнаружилось лишь 4 пробоины, но кучно. Кучность попаданий заинтересовала тренера, и он дал ещё 5 патронов для проверки. Тут я собрался и отстрелял без промаха, 5 пробоин легли кучно и там же, где первые 4. «Беру тебя в секцию». На первых же соревнованиях я был в призёрах, выполнив спортивный разряд. Изначально действительно это было хобби. Я успешно совмещал учёбу и спорт. Сейчас, уже работая тренером, я никому не отказываю и всегда соглашаюсь принять ребёнка на просмотр в любое время спортивного сезона.
- Есть ли у Вас коллекции оружий? Занимаетесь ли вы охотой, как хобби? Или стрельба – только на работе?
- Коллекционированием оружия не занимаюсь, нет интереса. Нет интереса и к охоте (убивать зверей не люблю!). Именно, что стрельбы с лихвой хватает на работе.
- Как Вы пришли к тренерской работе?
- В возрасте 26 лет решил остепениться, женился и перешел на тренерскую работу. Надо сказать, я всегда испытывал нехватку грамотного тренера, который бы мог объяснить суть происходящей спортивной подготовки с научной точки зрения. Из-за этого мне самому приходилось постигать наощупь науку спортивного совершенствования, порой теряя слишком много времени для достижения цели. Это сейчас я могу сказать, что «зрю в корень», и в спортивной подготовке нет для меня тайн. А тогда были сомнения и раздумья. Вспоминаю один показательный эпизод жизни. Спортшкола направила меня на летний сезон в пионерский лагерь физруком. А там СПАРТАКИАДА межлагерная. Я руководил командой девушек по «пионерболу». Это такой гибридный переходный вид спорта по правилам волейбола. Единственная разница, что мяч можно ловить двумя руками и бросать на площадку соперника тоже кистями двух рук. По правилам, при потере мяча расстановка шестёрки игроков изменяется, все номера передвигаются на один по часовой стрелке, таким образом правый крайний нападающий уходит на подачу и в защиту, одновременно левый защитник уходит в нападение на левый край. Так вот, у нас была одна девушка высокого роста и бросала мяч так резко, что соперницы не могли поймать. Дошли наши девушки до полуфинала легко, используя силу нашего лидера, обыграв две команды. В полуфинальной игре вдруг возникли трудности. Мы начинали проигрывать, как только лидер уходил на подачу в защиту, и отыгрывались, как только она возвращалась к сетке в нападение. Так на этих качелях и проиграли первую партию. Во второй партии, в момент ухода лидера на место подающего, я поднимаю руку и обращаюсь к судье: «Замена». Меняю лидера на запасного. Вся команда девчонок на меня смотрят удивлённо, округлёнными глазами – «Вы что делаете?». Играем дальше. После розыгрыша следующего мяча (проигранного, естественно), я кричу: «Замена». Возвращаю лидера, но уже на место левого нападающего. И пошла наша игра. Выиграли вторую и третью партии, применяя уже данную схему замены. Вот таким образом я случайно, впервые обнаружил у себя тактическое мышление и тренерские задатки, и утвердился в мыслях о тренерской работе. Финал, кстати, мы тоже выиграли.
- Сколько человек у Вас на данный момент тренируется?
- Около 20 человек. Но в силу разных причин, от меня не зависящих, эти спортсмены не тренируются в том режиме, в каком я бы хотел!
- Ваш сын, Вячеслав – тоже стрелок и уже добился немалых успехов. Почему Вы решили его отдать в этот вид спорта или все-таки это было, в первую очередь, его инициативой?
- Да нет. Сильной инициативы с его стороны не было. Я его поначалу (это было в первом классе) отвёл в музыкальную школу (в лицей им.Аюшеева, хотел записать на гитару). При прослушивании выяснилось, что у мальчика идеальный слух. Преподаватели объяснили, что на гитару рановато – пальчики ещё короткие. В общем, после двух месяцев посещения музыкальной школы выяснилось, что мы не можем состыковать учёбу в двух школах. К этому времени уже успехи моих воспитанников-спортсменов стали всё значительнее и громче. Победы ребят, причём неоднократные, на Первенствах Мира и Европы и в связи с этим большая шумиха вокруг этих событий. В итоге Вячеслав заявил – я тоже хочу! Туда! В спорт! Попробовать!
- Расскажите, пожалуйста, о его результатах. К каким соревнованиям готовитесь на данный момент?
- Личный результат Вячеслава имеет тенденцию к постоянному росту. Поэтому он включен в список кандидатов в сборную РФ на чемпионат Мира в сентябре в Ю.Корею. В марте на соревнованиях в Польше Вячеслав установил личный рекорд и был вторым из пятёрки Российских спортсменов (на Мир отбирается тройка из этих пяти спортсменов). На данный момент готовимся в Казани к этапу Кубка Мира, который будет проходить в Ю.Корее в конце апреля, потом, через 3 дня участвуем в командном чемпионате РФ. Сейчас решаем задачу по преодолению разницы в часовых поясах без потери спортивной формы.
- Вы прекрасно исполняете роль тренера, но и, самое главное – роль отца. Как у вас получается это совмещать, т.к многим спортсменам, ввиду нехватки времени, приходится совмещать со школой и иногда пропускать уроки. Как Вы к этому относитесь?
- Совмещать роль тренера и одновременно отца очень трудно. Хотя есть и свои плюсы. Считаю плюсов больше, чем минусов, и пользуюсь этим преимуществом вовсю. Проблема в том, что спортсмен не должен знать о плюсах и минусах тренера, а он, мне кажется, догадывается обо всём. В связи с этим начинает тормозить, так что иногда приходится подгонять. Процесс управляется вручную.
Спорт и учёба очень хорошо сочетаются у организованных людей. Пропущенные уроки обязательно должны быть компенсированы занятиями по индивидуальным планам. Пропущенные темы обязательно должны быть изучены индивидуально. Но и отношение преподавателей к таким индивидуальщикам должно быть с пониманием ситуации. Всё-таки пропускающие люди не баклуши бьют.
- Легко ли научиться стрелять? Например, в фигурном катании, как известно, в спорт берут только с малых лет. Есть ли какие-нибудь ограничения в спорте для стрельбы из оружия?
- Легко, если есть способности. Наличие или отсутствие способностей может определить опытный тренер только после многократных тренировочных занятий. Возраст не имеет значения после 15 лет, до 15летнего возраста нужен индивидуальный подход. Наличие интеллекта и правильного воспитания (морального и физического).
- Как на данный момент развивается стрельба из оружия в Бурятии? Раньше и сейчас?
- Развитие стрельбы в Бурятии идёт поступательно. Но чувства удовлетворения я не испытываю. Точно знаю, что могло бы быть ещё лучше и эффективнее. Хотя ситуация сейчас лучше, чем раньше.
Оружие – это также и дорого, т.к известно, что оружие для каждого индивидуально.
- Выделяются ли деньги «сверху» на этот вид спорта? На соревнования?
- Деньги «сверху» выделяются. Но чувства справедливости я не испытываю.
- Расскажите, пожалуйста, о ваших планах на будущее.
- В моих планах- Олимпийская медаль!
Спасибо за Ваши ответы!
Амина Санжиева