Евгений Бадмаев: "Автоспорт Бурятии держится на энтузиастах
Евгений Бадмаев - бурятский автогонщик. Чемпион России по автокроссу, мастер спорта. Он первый и пока единственный, кто попробовал свои силы и на Чемпионате Европы. Начал свою спортивную карьеру в 25 лет. Об этом и многом другом в интервью sport-rb.ru
- Евгений, скажите, как так получилось, что вы решили связать свою жизнь с автоспортом? Кто вам дал, так сказать, путёвку в жизнь?
- Вообще, с детства было желание заниматься мотоспортом, но тогда, в 90-е, не было возможности - кризис в стране, развал и прочее. Когда появилась возможность (стали зарабатывать), мне было уже 25 лет и физически было поздно. Так я начал свою карьеру в автоспорте. В нашей семье спорт начался от отца, он занимался мотоспортом, в том числе проработал около 20 лет тренером, я часто ездил с ним , оттуда и началась тяга к техническим видам спорта.
- Вы можете вспомнить свои первые соревнования и свою первую победу? Какие впечатления после этих событий остались?
- К первым соревнованиям готовились на горную гонку в г. Слюдянка, но не успели наладить машину, грелась, поехали зрителями. Потом, в октябре, на день автомобилиста, за день до соревнований на тренировке перевернул машину, до утра ремонтировали, на старт вышел, но результата из-за отсутствия опыта не показал. Первая победа была на традиционной гонке в Улан-Удэ в 2005 году.
- У вас получается целая спортивная династия. Я знаю, что и сын пошёл по вашим стопам, расскажите о его успехах.
- Сын с 10 лет с 2011 года занимается картингом, первые год-два результатов тоже не показывал, а потом раскатился. Начинали с местных традиционных соревнований в Улан-Удэ и Чите, далее, в основном, участие принимал в Кубке Сибири в Иркутской области и в Красноярском крае, несколько раз по итогам Кубка Сибири 2014, 2015, 2016 годов занимал 2-е и 3-е места, в этом году заканчиваем картинг и переходим в автокросс.
- А сын сам решил пойти в автоспорт, или вы его заставляли?
- Не заставляли конечно. Просто спросили: хочешь? Сказал: хочу!
- Вы чемпион России, мастер спорта и единственный из бурятских автогонщиков, кто замахнулся на чемпионат Европы. И результат был впечатляющий. Как было решено принять там участие?
- После достижения какой-нибудь планки, а это был чемпионат России 2012 года, всегда появляется новая цель, учитывая возможности, выбрали чемпионат Европы.
- Этот вид спорта, я знаю очень затратный. Когда готовите машину перед соревнованием, какие переделки в ней? Сколько денег приходится тратить? И есть ли разница между российскими и европейскими состязаниями?
- Спортивные машины для автокросса не переделываются, а строятся с нуля, за основу берется только кузов, все остальное - это целый комплекс работ с инженерными разработками и дорогостоящими деталями, стоимости нет предела, в основном задача вложится в запланированный бюджет. В домашних условиях, конечно, эксплуатируем более бюджетные авто, почти стандартные, хорошо Япония рядом, в основном это SUBARU и MITSUBISHI. На каждую гонку, помимо поломок, нужно: комплект шин, иногда больше, зарплата и содержание 4 механиков, расходы по доставке техники к месту соревнований, стартовый взнос, спортивный бензин, масла... Разница между Российскими и европейскими соревнованиями большая - это количество участников, уровень подготовки спортивных машин, качество судейства, количество СМИ, шоу при проведении, уличная торговля сувенирами и т.д.
- Какие требования к подготовке машины там и там? Все ли удаётся выполнять?
- В восточной части России требования мягче, внимание больше уделяется безопасности, так как это затратный вид спорта и если требовать по Европейским меркам, то большинство не смогут заниматься автоспортом. В западной части России немного жестче, но в Европе все по-другому, там все должно соответствовать техническим требованиям.
-Автоспорт в Бурятии продвигают энтузиасты. На ком сейчас в республике этот вид держится? Какие отношения Федерации с Минспортом Бурятии?
- Да весь автоспорт держится на энтузиастах, технические виды спорта не поддерживаются государством.
- Какое место спортсмены Бурятии занимают среди остальных регионов страны? С нами считаются?
- Трудно сказать, такие подсчеты никто не проводит. В целом во всей восточной Сибири среднее.
- Чего, по вашему мнению, не хватает техническим видам в нашей республике? А как в других регионах? Есть, где лучше?
- Самое главное - место для тренировок и проведений соревнований, желательно на постоянной основе. В других регионах в основном та же проблема, но в некоторых, таких как республика Татарстан, Рязань, Воронеж, Тольятти, даже очень хорошо.
- Какой автомобиль вы бы хотели в идеале? И какие машины предпочитаете? На чем ездите сами?
- В идеале это автомобиль подготовленный какой-нибудь заводской или другой сильной компанией, совместно с сопровождением на соревнования. Дома это Subaru, на западе Ford.
- С начала появился бизнес- торговля запасными частями, потом автоспорт? Как это вместе уживается? Наверное проблем с запчастями для вашего авто нет? А руководить своей компанией легко ли на расстоянии?
- Конечно сначала бизнес, иначе никак. Времени свободного мало, а так ничего привыкли. Проблем с запчастями нет только с теми, что можно поставить штатное (стандартное), а основные "спортивные" все равно приходится заказывать. Руководить конечно лучше на месте, но дистанционно тоже приловчились.
- И как много спортсменов или людей увлекающихся автоспортом, его фанатов в частности обращаются к вам? Могут ли они у вас, как у профессионального автогонщика, ну и автослесаря в конце концов, спросить совета?
-Конечно обращаются, но насколько часто не скажу, потому-что бывает, что я в разъездах. Так, что обращаются сразу в нашу компанию "Империя Авто". Ведь там работает команда профессионалов, ребята, знающие свое дело. Если я на месте могу ответить по наличию запчастей на складе. А так, конечно общаемся со всеми, советуемся не только с местными, но и с других регионов гонщиками.
-Ваша мечта в спорте?
-Преодолеть следующую ступень, а потом следующую..............